Double jazz

…в джазе только девушки!

Давай представим, что ты начинающий музыкант, решающийся сделать первый шаг в большой мир творчества. Тебе нужно перебороть себя, забыть про стеснение и внутренние переживания, выйти на публику, спеть/сыграть и тогда, возможно, заслуженное признание будет у тебя в кармане. Но одно дело взять гитару и отправиться на проспект, и совсем другое – собрать на своём камерном выступлении музыкально подкованных слушателей. Отвязные девчонки Виктория Каширина и Лидия Яркина из джаз-дуэта «Sweet sisters» знают, как оправдать ожидания аудитории.

У каждой из вас разные пути, которыми вы пришли к музыке. Как увлечение переросло во что-то профессио
нальное?

Вика: Я с ранних лет хотела заниматься музыкой. В 7 лет пошла в музыкальную школу на фортепиано и проучилась там 9 лет. Пробовала заниматься вокалом, играть на гитаре. Всё происходило наплывами, иногда хотелось бросить. Тогда я не подозревала, что буду играть абсолютно другую музыку, не классическую. Потом случайно познакомилась со своим будущим педагогом, и она привела меня на джазовое отделение колледжа искусств. Безумно рада, что сложилось именно так. Когда поступила, начала играть в коллективе под названием «Джус», и на втором курсе к нам присоединилась Лида. Тогда наши пути пересеклись.

Лида: У меня нет базового образования как у Вики, я три года отучилась в музыкальной школе. Но все мои занятия закончились бездельем и прогулками по вокзалу, ведь именно там находилась музыкалка. Я говорила маме, что иду на сольфеджио, а занималась своими делами. Сейчас я сильно об этом жалею, ведь изначально сама очень хотела заниматься музыкой. Мне купили крутое фортепиано Toccata, и оно рыдваном стояло в нашей квартире. Но вскоре мой детский интерес сошёл на нет. Тинейджеры не до конца понимают, что им надо. Кто же знал, что я свяжу свою жизнь с музыкой? В университете было много самодеятельности: от весёлых переменок до Студенческих вёсен. Мимо меня это, конечно, не прошло. Самое удивительное, что мой нынешний педагог по вокалу – Ирина Левина – ведёт вокальную студию в университете. То есть я могла к ней попасть намного раньше, но тогда мне было как-то лень.

Как появилась идея дуэта?

Лида: У нас с Викой получилось сумбурное начало дружбы. Но одно могу сказать точно: сейчас лучшего человека в моей жизни просто нет. Конечно, на первом курсе ни о каком совместном проекте не было и речи. Скажу больше, раньше моя жизнь не была так тесно связано с вокалом. До колледжа я получила гуманитарное образование в СГУ. Потом решила, что музыка для меня важнее, чем филология. Ко второму курсу колледжа я пришла с мыслью, что нужно реализовать собственный проект. В качестве шутки предложила Вике отпочковаться от инструментального «Джуса», взять те же самые джазовые стандарты, дополнить репертуар кавер-версиями современных песен и создать дуэт. Голос и фортепиано. Так сложились «Sweet sisters». Уже полгода мы выступаем вместе.

Что для вас значит название – Sweet sisters?

Лида: Честно? Не помню, как мы его придумали.

Вика: У нас близкие, доверительные отношения. Мы действительно ощущаем себя сёстрами.

Лида: А кроме этого «Sweet sisters» ещё и клёво звучит. В этом названии приятные свистящие звуки, которые создают гармонию двух слов. Изначально у нас было много вариантов – Jazz sisters, Blues sisters, но мы оставили более нейтральное, в котором при внешней простоте есть «таинка». Это позволяет нам петь не только джаз, но и композиции других стилей. Не хотим привязываться к чему-то определённому. Хотя были и курьёзные ситуации, связанные с названием. Почти все переводят sweet как «сладкие», и получается что-то совсем странное – «сладкие сестрички». Есть много разных значений, и в нашем случае sweet – это «милые», ё-моё, «милые»!

Как вы делите «обязанности» в коллективе?

Вика: Лида занимается подбором репертуара и делает афиши. Но по большому счёту всё одинаково: обе учим свои партии, занимаемся организацией, продвижением.

А что насчёт распределения партий?

Вика: Конкретно в этом дуэте поёт только Лида. А я играю на клавишах.

Лида: Хотя я не против замутить что-то вместе. У Вики очень сильный голос, было бы интересно поработать.

Вика: В свою очередь могу сказать, что у Лиды красивый низкий тембр, контральто. Голос настоящей блюзовой женщины.

Как вы подбираете репертуар?

Лида: Вначале мы отталкивались от того, чему научились в колледже – от джазовых стандартов. Как правило, классику мы исполняем в первом отделении наших выступлений, а второе посвящаем каверам.

Вика: Лида часто скидывает послушать песни, которые бы хотела исполнить. Составление репертуара происходит несколько хаотично, случайно: понравилась композиция – сделали. На одной вечеринке услышали песню Lady Gaga – Bad Romance, и всё – написали джазовую версию, сделали её в босанове.

Какие исполнители ваши фавориты?

Лида: В первом, «классическом», отделении наших выступлений это Нина Симон, Элла Фицджеральд. А во втором начинается «сборная солянка». У нас порядка 45 вариантов для наполнения каверного отделения. В основном перепеваем OneRepulic, Arctic Monkeys, Amy Winehouse, Adele, Lady Gaga, Lana Del Rey.

Каким образом вы переделываете музыку под свою манеру исполнения?

Лида: Это к Вике. (смеётся)

Вика: Как-то само получается. Джаз – музыка импровизаций. Мы не делаем конкретных аранжировок: просто я начинаю играть, а Лида петь. То, что вышло удачно, запоминаем и повторяем. Это работа на интуитивном уровне. Ещё я люблю вставлять в мелодию самое «ходовое» джазовое созвучие – септаккорды.

Как слушатели реагируют на первое отделение и как на второе?

Лида: Джаз со скрипом входит в саратовскую среду. Но сама аудитория в этом плане, как оказалось, «прошаренная». До поступления в колледж я даже не подозревала, что у нас есть такие музыкальные тусовки. Если брать слушателя-обывателя, то композиции классического джаза могут отозваться в его памяти только какими-то перепевками новых групп. Например, Pussycat Dolls перепели Perhaps, и композиция сразу стала популярной. Её и узнают. Благодаря такой «остаточной памяти» первое отделение «заходит». Хотя, конечно, приходят и знающие ценители настоящего джаза.

Вика: Второе отделение, как правило, воспринимается более эмоционально, потому что современные песни аудитории более известны. Нам самим становится легче работать, потому что чувствуем отдачу.

Расскажите про саратовского зрителя. Какой он?

Лида: Очень хороший! Первую площадку, Coffee 3, мы навсегда запомнили именно благодаря ему. Там собираются культурно просвещённые люди, отдача от которых максимальная. Все последующие выступления также были очень запоминающимися, душевными.

Бывали ли курьёзные случаи?

Лида: Иногда наши выступления переходят в stand up. Когда я вижу, что внимание публики рассеивается, начинаю рассказывать истории из жизни, шутить. Зрители поддаются нашему внутреннему веселью и тоже хотят почувствовать себя его участниками, поэтому моментально включаются, и мы продолжаем.

На какие темы шутите?

Лида: Неразделённая любовь, что-то популярное в Интернете, зависит от исполняемых композиций.

Вика: На самом деле, закулисная жизнь – один большой курьёз. Как-то мы не смогли подключить аппаратуру, пришлось делать акустический вечер. Форс-мажор был и на одном выпускном, где мы выступали. Из-за ветреной погоды мои партии постоянно улетали, а Лида ловила их, не прекращая петь. Что мы только не делали, пытаясь закрепить листы, всё впустую. Но тогда была потрясающая публика.

Как часто вы импровизируете на сцене?

Вика: Второе отделение – сплошная импровизация. Да, мы готовимся, но каждый концерт исключителен.

На каких площадках вы поёте?

Лида: В Irish Pub, PinUp Pub, Loft 108, Буфет FM.

Где бы вам хотелось выступить?

Лида: В «Олимпийском». На самом деле, мне отрадно видеть, как меняется инфраструктура Саратова. Открываются новые заведения. Наверное, мы бы хотели выступить на любой площадке, которая поддержит наш формат.

Вика: А ещё было бы здорово поездить по джазовым фестивалям, в Саратове они пока не проходят.

Какую музыку вы предпочитаете сами? В последнее время слушали что-то необычное?

Лида: Нам нравится джаз. Ещё я люблю Агилеру, всяких «голосистых девочек», которые поют, как я. Ну, то есть наоборот. (смеётся) А из неординарного недавно я узнала о группе «Эпидемия» – русский рок со странными текстами. Послушала ради уважения к человеку, который мне это прислал.

Вика: По большому счёту, мы слушаем всё, нужно уметь воспринимать любую музыку.

Как воспринимать критику относительно своего творчества?

Лида: Если конструктивную, то с радостью, с готовностью меняться.

Вика: Если же она не аргументирована и вызвана какими-либо негативными эмоциями, то нет смысла обращать внимание, хотя это и тяжело. Мы крутимся в такой среде, где каждый хочет тебя сбить с намеченного пути. Со временем начинаешь относиться к этому проще.

– На ваш взгляд, что в первую очередь мешает начинающим музыкантам «отправиться в большое плавание»?

Лида: Неуверенность в себе, стеснение. Хотя мы тоже не до конца ещё это преодолели. У нас много своих тараканов, но в силу того, что мы дружим, нам легче с ними бороться. Sweet sisters – это ещё и своеобразный выход из зоны комфорта.

Есть ли у вас творческий девиз?

Лида: В голову пришло три варианта. Главная мотивационная фраза, которая помогает нам в творчестве, не совсем нормативная. Второй девиз отражает суть нашего дуэта: «Вместе веселее». А третий вариант странный. Это наш клич, который трудно объяснить и изобразить на публике. Ну ладно, я попробую: «Уоооу!» Да, так и запиши: «у», «о», «у».

Вика: Всё, что нами движет, находится на ментальном уровне. Soulmates.

Инста девчонок:

https://www.instagram.com/yarkina.lydia/ , https://www.instagram.com/ka_athleen/

Текст: Александра Дьякова

Фото: Роман Фоменко, из личных архивов

Next Post

Previous Post

1 Comment

  1. Vito 22.08.2017

    Девочки пупсики ( ненавидят это слово 😀 ) они очень милые и талантливые , и не в коем случае не должны сдаваться )

Оставить комментарий

CAPTCHA image
*

© 2017 GET UP | Онлайн-журнал о том, как жить в Саратове, где заработать и как потратить деньги

Яндекс.Метрика