Я-АКТЁР

В жизни этого актёра, как и в его спектаклях много сюжетных линий, переломных моментов, драматизма и ни минуты покоя. Хотя сам он уверяет: «Всё не так, как кажется, в жизни я более скучный, чем на сцене».

Евгений Сафонов, один из самых успешных саратовских актёров ТЮЗа. На его счету порядка 30 ролей во всевозможных постановках. Играет много, соответственно времени свободного мало. Но на наше интервью он урвал драгоценные минуты. Сейчас GET UP расскажет тебе о сценической влюбленности, заработке провинциального артиста, особенностях работы и страхе перед сценой.


Евгений расскажите, почему актёрство?

Так получилось, что я не выбирал. Объясню почему. Будучи учащимся 5-го класса (в Балаково) к нам в школу пришла женщина, звали её — Галина Михайловна Моргунова. Она набирала детей к себе в театральную студию. И я решил попробовать. Со мной пошли ещё два моих одноклассника, но они быстро слились, а я остался. Проучился 7 лет и получил диплом Школы искусств номер три. Поэтому я отправился поступать в Консерваторию, на театральный факультет. Почему-то у меня была полная уверенность, что я обязательно поступлю. Так и вышло. Понимаешь, когда ты учишься актёрскому мастерству, ты просто обязан почувствовать себя монахом, нужно подчинить и перестроить свой стиль и образ жизни на новый лад. Я даже не помню, чтобы у меня на курсе были какие-то сердечные дела. С 9 утра до 11 вечера мы жили в этих стенах ,отдавая себя всего работе и творчеству. Почему говорят, что у провинциального артиста уязвимая часть – желудок? Потому что ты о нём вообще не думаешь. Твоя голова занята совершенно другими делами. И после окончания Консерватории, руководство саратовского ТЮЗа решило принять меня в свою труппу.

Помните свой первый профессиональный выход на сцену?

Да. Мне тогда было около 20 лет, и это был дипломный спектакль, который назывался «Колыбельная для взрослых». Он состоял из трёх частей. Я был задействован в третьей части. Главные действующие лица этого спектакля были дети. Мне досталась роль четырёхлетнего ребенка, по сюжету,  который вместе со своим старшим братом умирает от голода в пустой квартире (пьеса В.Леванова «Выглядки»). Это было очень непросто. Мы с ребятами ходили в детский садик и наблюдали за детишками стараясь поймать их манеры, повадки, физику и характер. Но самым запоминающимся, конечно, был последний дипломный спектакль ,который назывался «Касатка» по А.Толстому. Мои мастера (И. М. Баголей и Л. Н. Баголей) дали мне роль деревенского мужика по имени Илья Ильич, который страдает от неразделенной любви к певице (по пьесе, это Марья Семеновна Косарева по прозвищу «Касатка»). Короче, ради этой роли, я не брился два месяца, курил Беломор, вследствие чего сильно похудел и заболел. Но несмотря на это, роль удалась! Помню, как после спектакля меня поздравляли уже опытные артисты театра Драмы. Было сказано много добрых слов в мой адрес, мне было приятно.

Помните моменты, когда было страшно выходить на сцену?

Всегда сначала страшно. В этой профессии спокойствия не может быть! Как говорят профессиональные артисты: «Нам за нервы деньги платят». Если откровенно говорить, то в начале своей карьеры я был бесстрашен. Первый мой спектакль в ТЮЗе назывался «Гальера» по роману Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Я играл молодого солдата, который терроризирует город и идёт на убийство. Мы с режиссёром придумали сценический эквивалент убийства и смерти. Это были непередаваемые ощущения! Погрузился я в роль основательно, что аж побрился на лысо. Некоторые люди интересовались: а не из детдома ли я? (смеётся). Вообще, всегда окунаюсь в работу с головой! А вот ,например, в 2015 году Логачёв Алексей Александрович (с сезона 2015/2016 гг. — главный режиссёр Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева) предложил нашему театру эксперимент — спектакль «Банка сахара» по пьесе современного драматурга Таи Сапуриной. Это своего рода монолог человека, который не выходит из дома несколько лет. Этот спектакль очень необычный. Дело, в том что зрители занимают свои места не в зрительном зале, а прямо на сцене, где тут же играем мы. Режиссёр думал, что сыграем его раз 15-20 и забудем, но нет. Спектакль идёт 3 год! Билеты раскупают, как горячие пирожки. Признаюсь, я сначала побаивался этой роли, переживать её постоянно было для меня трудным испытанием. Но бояться нельзя ничего. Если ты вышел на сцену —  иди до конца!

Хоть раз забывали текст на сцене?

Этим не грешу, слава богу, но иногда бывало, особенно в моменты «ввода».

А что такое «ввод»?

Актёрский ввод – это рабочая необходимость в жизни любого театра. Когда в поставленный недавно или в идущий давно спектакль на ту или иную роль назначаются другие артисты. Например, заболел артист, тебе звонят и говорят «Женяяя! Вот спектакль, текст лежит на вахте, возьми его, выучи и завтра твой выход». Вот это самое страшное. Очень важен и партнёр, который находится на сцене рядом с тобой. Он-то сразу поймёт, забыл ты текст или нет, подскажет и поможет.

Есть ли роли, которые Вы не хотите играть?

Я считаю, что когда тебе что-то приходит (имеется в виду роль) в начале своего актёрского пути, ты не должен выбирать. Роль пришла – так надо. Редко бывает, когда роль тебе изначально близка. Приходится в такие моменты отрабатывать, додумывать, дотягиваться. Работать над любой новой ролью, значит узнавать что-то новое, пробовать неизведанное раннее и конечно трудиться. На сцене я более сумасшедший, чем в жизни… Может показаться, что в жизни я скучный, потому что люблю наблюдать, собирать, отмечать что-нибудь для себя.

У Вас есть право давать советы режиссёру?

Конечно, если я искренне подключён и работаю над ролью, я просто обязан быть соавтором постановки. Я должен предлагать идеи. Иногда бывают, конечно, деспотичные режиссёры, которые и слова не дадут сказать, так ещё и обругают. Но лучше, когда режиссёр доверяет тебе, тогда спектакль получается живым. Хотя всё это очень индивидуально.

Важно ли вживаться в роль или просто достаточно хорошо играть?

Где грань между «играть» и «вживаться в роль»? Кто знает? Сложная штука. Главное, чтобы не понарошку, а по-настоящему. Я про отношение… Когда делаешь первый шаг на сцену, нужно уметь забывать обо всем, том что происходит и происходило вне сцены: утренние проблемы, заболел ребенок, кто-то обидел тебя и т.д. Нужно уметь оставлять за плечами всё, что тебя так тревожит и выходить совершенно другим, новым человеком с новыми задачами и целями.Быть здесь и сейчас.

В кино хотите попасть?

Раньше у меня были амбиции в плане кино. Меня приглашали на кастинг, на киностудию Мосфильм. Фильм «Пленный» (прим. автора: российско-болгарский фильм Алексея Учителя по повести Владимира Маканина «Кавказский пленный»). Я пробовался на роль одного из главных героев. Короче, меня не взяли, чему я бесконечно рад. Почему рад? Посмотри картину… В таком ключе – нет. Не хочу в кино. Ну а вообще, не прочь сыграть в фильме. Всему своё время.

Есть человек, с кем бы Вы хотели сыграть в театре?

Этих людей уйма… Если буду перечислять всех, боюсь кого то забыть! Я, кстати, поступал в театральное, вдохновленный князем Мышкиным (князь Мышкин — герой романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867-1869)) замечательно сыгранным нашим земляком Евгением Мироновым. Я хотел всегда так же, как он! Очень трепетно и честно работать над ролью. По духу он мне очень близок.


С каким кинорежиссёром мечтаете поработать?
С талантливым! Вот главный критерий.  А так, я открыт всем ветрам.

Не надоедает ли Вам играть на сцене из года в год одни и те же роли?

Каждый раз, когда ты выходишь на сцену, ты переживаешь роль заново. Ты снова чему-то учишься, что-то познаёшь. Не бывает, что роль играется на протяжении всего времени одинаково.

А какую роль Вы бы хотели сыграть?

С таким ритмом я не успеваю думать, чтобы я хотел сыграть. Роли спускаются на меня с неба (смеётся) и я играю. Недавно я сыграл «Ильфа» в спектакле «12 стульев» . К слову, я никогда раньше не читал это произведение и не понимал, что в нём интересного. Но когда изучил… Боже! Как по-человечески остроумно написано, как живо. Я теперь фанат. Это написали два человека! Уму непостижимо. Скоро начну читать «Золотого теленка».


Есть ли партнёры по сцене, с которыми в жизни Вы не общаетесь вообще, но на сцене приходится изображать чуть ли не близких людей?

И такое бывает. Обычно, даже если мы не общаешься в реальности, на сцене перед репетициями, мы берём друг друга во внимание, прогоняем текст, для того чтобы спектакль вышел. В любом случае, даже если человек мне не нравится, я обязан его уважать. На сцене другие правила и их нужно соблюдать. Иначе сцена отомстит.

Влюблялись в своих партнерш по сцене?

По факту, ты влюбляешься не в человека, а образ, который он играет. На сцене мы одни, в жизни другие, со своими заморочками, комплексами, проблемами. Поэтому,мне кажется из такой влюбленности мало чего полезного можно вынести. К слову, сейчас я счастлив в браке! У меня прекрасная жена Аня и дочь Диана.

Ситуация: на сцене Вам придётся целоваться с актрисой, в ходе спектакля. Жена будет ревновать?

Она знает адреса всех моих партнерш (смеётся). А вообще нужно доверять друг другу.


Хорошо ли актёры зарабатывают?

Конечно, нет. Провинциальные актеры нищенствуют. Когда-то я жил в 9-метровом общежитии, с только что родившимся ребенком, таксой, женой и её мамой. И зарплата была маленькая. Но всё в твоих руках. Нужно поверить в себя. Актёр мне кажется, может не только развиваться на территории театра. Теперь я это точно знаю. Например, моя Аня поверила в меня и подарила уверенность в себе. Купили квартиру, живем, путешествуем, воспитываем дочь, кота Персика и пёсика Никошку!

Я видела у Вас на стене в ВК клип с вашим участием.

Да, да. Мы сняли клип на сцене ТЮЗа. Сразу хочу выразить большое человеческое СПАСИБО директору театра Анатолию Юрьевичу Барсукову, за то, что дал нам сцену на сутки, чтобы снять свой клип. Когда-то я мечтал играть в группе и вот наконец-таки моя мечта осуществилась. Собрали ребят, вместе с музыкантом Алексеем Хужаевым, записали альбом, он называется «Возвращение Сатурна». На данный момент он успел отметиться в известных пабликах и даже получил оценку со стороны профессионалов, в лице, например, поэта и композитора экс-солиста группы «Технология» Романа Рябцева, а такое для нас дорогого стоит!

Спектакль свой хотите поставить?

Пока меня захватила музыка. Это тоже я считаю некий спектакль. Наш альбом, это не просто 11 песен про любовь и ненависть (смеётся). Нет. Это реально спектакль, в котором есть завязка, кульминация и развязка. Это история о человеке, который переживает кризис 30-летнего возраста.

А на улице Вас узнают?

Не замечаю, если честно. Хотя нет, иногда замечаю. Приятно, конечно. А вообще, под балконом не караулят, не стерегут, звонками не мучают. Бывает, в ВК после спектаклей появляются сообщения со словами благодарности. Я за здоровое человеческое общение: обмен мнениями и т.д. И кстати ,хочу поздравить тех, кто прочитает это интервью с  Новым годом! Всем любви и вдохновения!

Если бы не актёр, то кем бы Вы стали?

Ой не знаю! Многое зависит от твоего окружения. Не надо бояться выбирать. А так можно стать кем угодно. Простых и легких профессий не бывает. Есть твоё отношение к ней. А каким оно будет, целиком и полностью зависит от тебя самого!

 

Беседовал: Егор Николаев

Фото: личный архив героя интервью

Next Post

Previous Post

Оставить комментарий

CAPTCHA image
*

© 2020 GET UP. Новости Саратова, журнал о жизни и работе в Саратове